Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно дает знания по истории малой родины. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал происходит приобщение обучающихся к прошлому, настоящему и будущему своего села, своей школы.
В истории и традициях школы, в прошлом села и страны обучающийся осознает ценности человека: честность, справедливость, совестливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение ведется воспитание гражданина России.
Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах образовании РФ: воспитание гражданственности и любви к Родине.
Посещая школьный музей, изучая предметы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документами, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России.
В процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.